Всех нас, безусловно, волнует вопрос - Когда же кончится экономический спад и когда начнется такой экономический подъем, который мы почувствует в наших карманах?

Традиционный ответ нашей российской научной интеллигенции - "никогда!"

Мы предлагаем другой ответ: оглянитесь вокруг себя, "почувствуйте разницу!", ощутите себя и поделитесь своими ощущениями с нами по адресу: zolina@spic-centre.ru.

РЕГИОНАЛЬНАЯ КОНКИСТА "ОЛИГАРХОВ"

Классификация

Критерии определения типов Групп влияния (скажем, "федеральная" или "региональная") достаточно размыты. Классификации их разнообразны и у каждого автора - свои.

Мы, например, для удобства в ельцинский период к "федеральным" относилИ Группы, решавшие проблемы на федеральном уровне и строившие трансрегионнальные и вертикально интегрированные холдинги. К "региональным", соответственно, относились те, кого "крышевали" региональные власти и кто занимался объектами собственности в пределах одного-трех регионов, географически близко расположенных друг к другу.

Классическими "федералами" обычно становились так называемые "старые олигархи", "сделавшие себя" в период 1992-1996 годов (В.Потанин, М.Фридман, А.Смоленский и др.) на нефтяном или долговом бизнесах.

К "молодым олигархам", также "федералам", мы относим крупных собственников, работавших со "стариками", однако сумевшими вывести свой бизнес из-под "хозяев"-компаньонов (О.Дерипаска, Р.Абрамович) или создавшими свои собственные вертикально-интегрированные холдинги (А.Мордашов, К.Бендукидзе) в других, не сырьевых, отраслях.

Подчеркнем, что деление на "старых" и "молодых олигархов" носит весьма условный характер (даже с точки зрения разницы в возрасте) и служит лишь для различения периода формирования крупных собственников и особенностей их позиционирования.

В конце концов, автор пришел к выводу, что "олигархи" образовали достаточно равномерный и, в значительной мере, не поддающийся классификации объект. Пока, во всяком случае. На сегодняшний день пресса институализировала несколько крупных супергрупп, имеющих направленные региональные интересы -

  1. т.н. "семья" (Дерипаска, Аксененко, Абрамович, Мамут и другие),
  2. "питерцы" (Коган, Рейман, Пугачев, Яшин и другие),
  3. остальные"олигархи" (Потанин, Фридман, Вексельберг и другие), которые ведут перманентные консультации в рамках Бюро правления РСПП.

Последние часто вступают во временные союзы то с "семьей", то с "питерцами", лавируя между двумя союзами и извлекая свою выгоду.

На наш взгляд, это деление носит настолько условный характер, что не может рассматриваться серьезно - в конечном итоге, группы неизбежно распадаются на отдельно действующие персоны.

Черты экспансии

После того, как наиболее крупные объекты федеральной собственности оказались поделены и новый передел их грозил нарушением хрупкого равновесия, установившегося в результате информационных войн за собственность, "олигархи" обратили свое внимание на еще "плохо поделенную" региональную собственность - более мелкие хозяйственные объекты (лес, алмазы, уголь, автопром и другие).

Эта собственность была распределена среди на порядок более слабых региональных собственников, которые не могли составить серьезную конкуренцию "крупняку" или были не прочь войти в состав федеральных "империй".

Так начинали трансформироваться или создаваться вновь "позднеельцинские" и "постельцинские" "империи".

Интересы "старых олигархов" ("ельцинского типа") здесь столкнулись с интересами "новых олигархов" ("молодняка"), которые, в свое время, опасаясь вступать в конфликт с "олигархическими зубрами" на федеральном уровне, уходили как раз в регионы.

В борьбе за региональную собственность побеждал обычно тот, кто мог предложить больше средств (в виде инвестиций или разовых вливаний) и чья "крыша" была выше - московская или региональная.

Значение имело качество крыши - милицейская, властная (Правительство, Администрация) или спецслужбистская. Причем, последняя, еще со времен премьерства Евгения Примакова, окончательно переквалифицировалась на предоставление защиты или поддержки. Здесь выделились - ФСБ (Ю.Заостровцев, Н.Патрушев и другие генералы ФСБ), ГРУ (наиболее "крутая" крыша), ФАПСИ и СВР (две последних структуры - в меньшей мере). Классической "красной крышей" был и РУБОП Владимира Рушайло, как раз из-за этого и "разреформированный" в конце 2001 года.

Интерес вызывает также еще одна тенденция (способ бесконтрольного использования региональных ресурсов) - непосредственное делегирование во власть представителей Групп влияния. Ранее, губернаторы просто вступали в союзнические отношения с Группами. Например, челябинский губернатор П.Сумин поддерживает намерения "Сибала" возродить Уральский автомобильный завод в Миассе. В результате, в середине июля 2001 года появилось соглашение о социально-экономическом партнерстве. Его подписали О.Дерипаска, П.Сумин и мэр Миасса В.Григориади.

Теперь, "олигархи" становятся во главе самих регионов - Чукотский АО (Абрамович), Таймырский АО (Хлопонин) и т.п. Показательно, что объектом экспансии стали округа, где местная региональная элита еще не сформирована - нет реальной альтернативы крупным денежным инвестициям, которые грозились принести с собой "олигархи".

Положительным сдвигом экспансии "олигархов" в регионы стало то, что поле битвы переместилось в суды и заказное (в том числе - и политическое) убийство перестало быть одним из самых распространенных способов решения имущественных проблем.

К изменившимся показателям мы отнесем и то, что в сделках между крупными собственниками, наконец, появились реальные деньги (ранее все решалось на так сказать "договорной основе") и с этих денег начали платить налоги (ранее от налогов укрывались всеми известными способами). Эти деньги стали попадать в регионы, а не оставаться в Москве.

Другим важным показателем стало то, что "крыша", как инструмент влияния, стала постепенно деперсонофицироваться. Прежде всего - в регионах. Здесь, возможно, свою роль сыграла формула, которую предложил В.Путин в обмен на старую схему (непременную борьбу Кремля в регионах за губернаторское кресло): путь выбирают кого хотят, а мы с ним потом договоримся. В результате, искусство технологов по выборам (например, В.Суркова) перестало быть так сильно востребованным. Акции некоторых чиновников, ранее тесно связанных с региональной жизнью - упали.

Зато усилились связи новых чиновников - "путинского призыва" - аппараты Полномочных Представителей Президента РФ в Федеральных округах выросли численно и властно. Кроме этого, повысилась значимость силовиков. Особенно это касается МЧС. В некоторых северных регионах они приобрели статус единственной реальной власти. Дело в том, что технические возможности офицеров МЧС (вертолеты, спецтехника, средства) значительно превосходят арсенал иных органов местной власти. В результате, подчиненные С.Шойгу стали единственной силой, противостоящей, скажем, региональному криминалу. И это не могло не повлечь за собой и имущественный интерес МЧС в регионах.

Одновременно, отметим несколько неудач чиновников - Виталий Артюхов не смог отстоять Вал Гамбурцева для "Лукойла", Илья Клебанов не сумел помочь "Интерросу" создать холдинг на основе ОАО "Пермские моторы", Леонид Рейман - включить МГТС в холдинг "Связинвест" и т.д. Самой крупной потерей стала отставка Николая Аксененко (группа "Семья"), за которого боролись почти три месяца.

В результате, произошел переход "олигархов" из состояния "околокремлевской" деятельности в активную публичную позицию - через подконтрольные СМИ.

Итог

Именно такой итог оказался у "равноудаления" Путиным крупных собственников от кремлевских стен. Так, Олег Дерипаска, скупивший автобусных производителей страны, стал отрыто лоббировать введение новых налогов на ввоз иномарок. Каха Бендукидзе, в рамках своей деятельности в РСПП, потребовал снижения НДС - для подъема внутреннего производства. Александр Мамут, один из самых "теневых олигархов" предложил банковскую реформу и т.д. Кажется, что идея социальной ответственности крупного бизнеса, прозвучавшая в конце 2000 года, прижилась окончательно.

В результате, 2002 год должен показать - "отработаем" ли мы старый сценарий (1996-1998 годы), завершившийся памятным кризисом или придумаем новый сценарий развития национальной экономики.

Алексей Мухин

новости тема номера анонсы обозрения послесловия
 
Используются технологии uCoz