БЕСПРИЗОРНЫЕ

Подняв вопрос о детских организациях в мире и России, нельзя обойти стороной и проблему беспризорных.

На эту тему мы решили побеседовать со специалистом в области социальных проблем Аллой Бундиной.

ФСК: Слово "беспризорность" вызывает самые разные ассоциации, но, вероятно, первая картина, которую рисует воображение - стая несчастных бездомных собак, очень худых и ободранных, скитающихся по пустырям и помойкам в поисках пропитания. беспризорные

Б.А.: Да, картина приблизительно такова, но главные действующие лица в ней не несчастные бездомные животные, которые либо оказались не нужны своим хозяевам, либо попросту были рождены на улице и никогда не знали человеческой любви и заботы, а дети - маленькие граждане России. Дети человеческие, зачастую вынужденные жить даже в более ужасных условиях, нежели братья наши меньшие.

Само определение "беспризорность" подразумевает отсутствие какого-либо присмотра, хотя это не совсем справедливо, присмотр есть - со стороны правоохранительных органов, взрослых жителей улицы, да и самого разного рода благотворительных организаций. Да только, что толку!

ФСК: Существует ли статистика, отражающая количество несовершеннолетних бездомных?

Б.А.: Статистика есть, и учет ведется, хотя цифры, естественно не являются окончательными по причине того, что эта сфера очень изменчива - постоянно прибывают новые "жители улиц", некоторых отправляют домой или в приюты, некоторые погибают.

По мнению специалистов в России, по состоянию на конец 2001 года, насчитывается более 3-5 миллионов беспризорников. Только в Москве их около 15 тысяч, при учете того, что у 65% есть родители, а на улицах Санкт-Петербурга проживает около 5 тысяч малолетних бомжей и 30 тысяч детей, родители которых побоями, насилием или голодом попросту вынудили уйти их на улицу.

ФСК: Цифры страшные, сознание отказывается принимать столь огромные масштабы катастрофы - такое количество детей лишены нормального детства, вынуждены моментально повзрослеть и принять страшные законы улицы. Но еще больше поражает факт, что практически у двух третей есть родители?!

Б.А.: Да, действительно, это, наверное, самое ужасное и непостижимое. Зачастую дети уходят на улицу в поисках лучшей жизни. В данном случае говорить о родителях мы не будем, да и вряд ли людей, заставивших своим действием или бездействием детей начать скитаться, можно таким словом называть. Затронем другую проблему - возвращение детей в семью, к тем же условиям, от которых они убегают. Становится совершенно очевидно, что это не является выходом для беспризорников. Что же делают власти - определяют таких детей в приюты. Считаю бессмысленным говорить о жизни в них, лишь очень за редким исключением она оказывается лучше, нежели не улице.

ФСК: Вероятно, эти дети живут за счет попрошайничества?

Б.А.: И да, и нет. Основных видов заработка несколько: попрошайничество, воровство, подсобная работа, проституция для обоих полов, участие в криминальных группах и сдача в аренду самых маленьких.

Остановлюсь подробнее на каждом из способов добывания средств к существованию.

Попрошайничество - наиболее простой и самый распространенный способ. Большинство из этих детей обладают актерскими способностями, позволяющими разжалобить даже самое каменное сердце, их душещипательные, зачастую выдуманные истории, вряд ли могут оставить кого-то равнодушными. И люди подают - кто деньги, кто еду или сигареты, некоторые из сострадания, некоторые, чтобы просто отстали.

Воровство. Как только ребенок попадает на улицу, он должен сразу научиться на ней выживать. Воровать учат старшие "товарищи", или навыки приходят сами собой, когда очень хочется есть.

Подсобная работа. Подворачивается довольно редко, да и требования предъявляются далеко не детские - перенос тяжестей, например. Тяжелая и низкооплачиваемая.

Проституция. Очень распространенный вид "деятельности", тем более, что охотников "до молодого тела" предостаточно. Сутенерами являются старшие бездомные, цыгане и… проводники. Заработать можно от ста до тысячи рублей, естественно большую часть денег отнимают.

Криминал. Очень часто детей "вербуют" прямо на вокзалах или улицах. За небольшую услугу, например, передать пакетик с наркотиками, следует вознаграждение, постепенно дети втягиваются в этот бизнес, часто сами становясь наркоманами, готовыми выполнять любой поручение за дозу. Велика вероятность и стихийной организации группы для совершения разбоев и грабежей.

Сдача в наем. Взрослые профессиональные попрошайки часто берут в наем детей у родителей-алкоголиков или взрослых сутенеров-бродяг, так сказать для усиления беспризорныеэффекта "сочувствия". Цены колеблются от 200 рублей за грудничка, до 100 за трехлетнего в день. Чтобы те сидели смирно на руках или в коляске, зачастую их накачивают снотворным или алкоголем. Дети старше трех лет "не котируются", зарабатывают на жизнь самостоятельно.

ФСК: Но такие условия жизни пагубно влияют на здоровье, тем более, детское: сигареты, алкоголь…

Б.А.: В подтверждение ваших слов приведу еще статистические данные, дабы окончательно очертить масштабы проблемы.

Цифры по Санкт-Петербургу, уверена, что они в достаточной степени отображают картины в целом по стране.

Итак, средний возраст малолетних беспризорников - 13-14 лет. У многих детей улиц очень сильная задержка роста.

Каждый второй ребенок в десятилетнем возрасте безграмотен.

Подавляющее большинство этих детей - токсикоманы. Они считают, что наркотики - это плохо, а клей - ерунда. 31,1 % питерских беспризорников - больны токсикоманией. 32,2% - наркоманы. Курят 79,2%, принимают алкоголь - 61,7%.

Все это ведет к необратимым изменениям умственного развития, но список болезней у этих детей значительно шире: у всех больные почки (сутками сидят на холодном), больные суставы и заболевания желудочно-кишечного тракта. Но и это далеко не все. Практически все болеют венерическими заболеваниями, зачастую приобретенными еще дома, благодаря "заботам" родительских собутыльников и занятием проституцией. 71% из них начали половую жизнь до 14 лет, в половине случаев это было изнасилование. Примерно у 10% поставлен диагноз СПИД, означающий смерть в течении года - двух при их условиях жизни.

Практически у всех вши и чесотка, нередко встречается туберкулез.

История попадания на улицу практически у всех детей одинаковая - отсутствие внимания и заботы со стороны взрослых, желание приключений и лучшей жизни и привели их на улицу.

Выход тоже приблизительно одинаковый. Жизнь на улице страшная, выживает только сильнейший. Дети, попавшие туда в 10-тилетнем возрасте, очень редко доживают до совершеннолетия.

ФСК: Картина складывается просто трагичная, и в чем же вы видите выход?

Б.А.: Данной проблемой в первые дни нового 2002 года очень серьезно занялись государственные чиновники, в частности В. Матвиенко, назвавшая необходимость решения проблем беспризорности одной из первоочередных задач, стоящих перед государством. Любопытно, правда, почему именно сейчас - проблема стоит давно, и с каждым годом ее масштабы только возрастают. Неужели о ней раньше не подозревал вице-премьер правительства, координирующий вопросы социальной и молодежной политики? Или все дело в том, что только в последнее время наш президент всерьез заговорил о проблемах молодежи, и решать их стало модно.

Так или иначе обстоят дела - не имеет принципиального значения. Отметим лишь, что методы решения этой проблемы на государственном уровне разработаны. В их числе: отлов и возвращение детей в семьи (если таковые имеются); оформление в интернаты, или колонии для несовершеннолетних преступников; или, в самом лучшем случае, организация усыновления в, так называемые, суррогатные семьи.

О том, что возвращать детей к их прежней жизни не имеет никакого смысла, отмечалось выше. Затраты огромного количества сил и средств на эту процедуру рождают только невозвращенцев, при первом удобном случае вновь оказывающихся на улице.

Исключение, естественно, составляют дети из благополучных семей, влекомые на улицу романтикой и тягой к приключениям. Но для их адаптации к нормальным условиям жизни в семье требуются годы кропотливой работы специалистов-психологов, по мнению которых положительный результат может быть достигнут в случае, если ребенок провел на улице не больше месяца. Говорить о вероятности положительных результатах не имеет особого смысла, так как всем известно, как работают правоохранительные органы, в обязанности которых входит контроль за беспризорниками (в том числе учет времени их пребывания на улице, задержание, передача в приемники органов опеки и попечительства, откуда ведется дальнейшее распределение), об исполнении которого свидетельствуют группы детей, которые мы можем видеть на улицах, вокзалах, в метро.

Естественно, когда ребенок уже совершил какое-либо противоправное действие, он должен понести наказание. Таких детей определяют либо в колонии для несовершеннолетних преступников, либо в интернаты с менее строгим режимом содержания. Не надо иметь медицинского образования, чтобы понять, что делает пребывание в этих местах с детской психикой. Унижение, издевательство, побои… Оттуда дети выходят социальными уродами, не умеющими жить в обществе - спиваются, становятся наркоманами, вливаются в криминальный мир или кончают жизнь самоубийством.

Довольно радужно выглядит, по сравнению с другими, перспектива усыновления таких детей. Но не стоит обольщаться. Во-первых, процент взрослых, желающих стать суррогатными родителями детям улиц, очень мал. Кто же хочет иметь рядом с собой обозленного и знающего все о взрослой жизни, зачастую очень больного ребенка? Но даже, если любящие родители находятся, в данной ситуации о трудностях привыкания не приходится и говорить, это в несколько раз сложнее, нежели при возвращении в родную семью. Нельзя забывать и о великом множестве трудностей, которые даже при большом желании усыновить ребенка может выдержать не каждая семья.

В качестве единственного реального выхода мне видится обращение к опыту послереволюционных лет. В те времена голода и разгула преступности проблема беспризорности стаяла так же остро. По инициативе Антона Семеновича Макаренко в сентябре 1920 года, была организована первая колония для беспризорных и несовершеннолетних правонарушителей им. Горького. С 1929 по 1936 годы он возглавлял коммуну им. Дзержинского. Опыт показывает, что только самоуправление и труд в комплексе со строжайшей дисциплиной, основанной на беспрекословном авторитете, могут принести результаты. Вырастить из малолетних беспризорников нормальных людей с несломленной психикой, умеющих трудиться и адаптироваться во взрослой жизни.

ФСК: И что же мешает организовать подобную работу сейчас?

Б.А.: Причин, препятствующих этому видится много, но основные из них таковы: необходимо создать условия, при которых жизнь на улице окажется невозможной (вывести этих детей из под влияния взрослых, их эксплуатирующих; упразднить благотворительные организации, снабжающие одеждой и пропитанием; перестать подавать на улице); нужна государственная материально-техническая поддержка данного начинания; и, естественно взрослые - фанаты своего дела.

Конечно, таким образом можно пытаться решить проблему, но не устранить причины ее возникновения. Только оздоровив всю социальную жизнь общества; вернув в правоохранительные органы понимание почетности статуса участковых, знающих все неблагополучные семьи и их трудности, ведущих постоянную работу на местах; а также предлагая молодежи лучшее времяпрепровождение, чем бесцельное скитание по улицам.

ФСК: Но это все дела будущего, и хорошо, если реального. А что можно сделать сейчас, и можем ли мы с вами, простые граждане, хоть как-то повлиять на ситуацию?

Б.А.: Как это не удивительно, можем. Очень много зависит от нас! Каждый должен запомнить для себя - подавать милостыню - это значить закреплять беспризорников на улице, создавать для них возможность существовать на ней, а также условия для их эксплуатации со стороны взрослых. Мы подаем деньги не на еду, а на сигареты, алкоголь и клей, таким образом своим якобы сочувствием мы их убиваем. Запомните это!

Беседу вела Ольга Жаренова

новости тема номера анонсы обозрения послесловия
 
Используются технологии uCoz