тема номера

Дети и молодежь

ДЕТИ НА ТАТАМИ

Наш собеседник - Михаил Владимирович Кошенков, III Дан Айкидо, преподаватель Айкидо в одном из московских лицеев, глава Клуба "Рандори" и Генеральный директор Центра изучения культуры народов Дальнего Востока.

Михаил Владимирович, охарактеризуйте, пожалуйста, общие направления развития детского Айкидо.

М.В. Во-первых, хотелось бы определиться в понятиях. Существует два направления в боевых искусствах спортивное и прикладное. Кстати, оздоровительный аспект относится, все-таки, к прикладным направлениям, ибо спорт и здоровье вещи трудно совместимые друг с другом. При этом, спорт значительно чаще поднимается до планки, выше которой ремесло превращается в искусство. То же самое происходит в прикладных видах, хотя именно они, в первую очередь, претендуют на звание искусства. Нас, в первую очередь, интересует вопрос целей, именно они и определяют методику обучения.

Цель любого вида боевых искусств - НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ ОППОНЕНТА. И если в соревновательных видах критерий оценки ясен, то в прикладных вариантах такого критерия практически не существует (я имею в виду практику в пределах додзе, действия в полевых условиях, тема отдельная и ее здесь мы практически не затрагиваем). АЙКИДО, особенно детское, как раз и относится к не спортивным видам боевых искусств и об этом нельзя забывать, строя программы обучения детей.

На мой взгляд, ребенку в процессе обучения требуется значительно большая конкретика, чем взрослому. Различие в абстрактном мышлении у детей и взрослых приводит к тому, что ребенок, с одной стороны, в игре может ассоциировать обыкновенный стул с космическим кораблем, но осознать, что атака партнера по тренировке должна быть условная и в то же время искренняя, ребенку практически не возможно.

Каковы же основные методики, по которым дети обучаются Айкидо?

М.В. Здесь мы подходим к основным установкам, на базе которых строится обучение ребенка.

Ребенок должен играть. Ребенок должен соревноваться. Ребенок должен получать подтверждение своих достижений. И в первую очередь, ребенок не должен скучать. Но путать додзе и цирк нельзя ни в коем случае.

Основная задача инструктора, на первом этапе, это необходимость объяснить родителям, что первое время все зависит исключительно от них. Я здесь не говорю о материальной стороне (это совсем другая история), а лишь о том, что, как бы инструктор ни старался, через некоторое время интерес ребенка к самому процессу "перегорает" и только упорство родителей дает возможность пройти этот этап. Так что, если вы привели ребенка в додзе только для того чтобы освободить себе пару часов для шоппинга, то это не приемлемо, и подход к проблеме лучше изменить.

Тогда какой стимул лучше всего предложить ребенку и его родителям?

М.В. Сравните две установки и решите, какая из них явится лучшим стимулом для ребенка.

1. Я тебя отдам в секцию и у меня, наконец, появится время заняться своими делами, да и тебе хотелось заняться Айкидо, карате, атлетикой, далее - по вкусу;

2. Ты хотел заниматься Айкидо и я могу отдать тебя в секцию, а пока ты находишься в зале, я ненадолго отъеду по делам.

Опытный инструктор так поставит процесс, что ребенок сам будет настаивать на вашем отсутствии в зале во время занятий. И вдвойне радоваться, когда вы будете присутствовать на экзаменах или соревнованиях. Тут будет хорошо, если вы сумеете отложить все дела.

Еще один момент, к которому лучше отнестись серьезно, а именно, хотя бы приблизительно представляйте, чем занимается Ваш ребенок, и постарайтесь не путать теннис с бадминтоном, и тем более, с рыбалкой на том основании, что везде используется сетка. Дети очень четко видят отношение родителей к их, детей, занятиям и соответственно реагируют.

Что бы Вы хотели сказать в завершение нашего интервью?

М.В. Изначально я хотел поговорить о методиках начального обучения в додзе нашей школы, но все-таки решил, что методики это второй шаг, а любой путь начинается с первого шага и этот шаг зависит от родителей. Поэтому, родители, будьте внимательны к своим детям и относитесь к ним, как к взрослым. Тогда и дети ответят Вам тем же.

Интервью взял Алексей Мухин

новости тема номера анонсы обозрения послесловия
 
Используются технологии uCoz